Немного из истории Арктики

103 года назад из Мурманска на Енисей вышли суда Заграничного отряда первой советской товарообменной Карской экспедиции.

Немного из истории Арктики
 Ледокол «Ленин» проводит караван в Карском море. Художник М. А. Канеев. 1970-е гг. Из экспозиции РГМАА.

Карские экспедиции - это переходы по западной части Северного морского пути с целью товарного обмена между Сибирью и Европейской Россией, а также западными странами. Первая такая экспедиция была организована в 1921 г. Два морских отряда, Архангельский и Заграничный, отвечали за доставку товаров в Сибирь, а два речных, Обский и Енисейский, – за подвоз сибирских запасов в порты, расположенные в устьях рек.

Заграничный отряд должен был доставить через Карское море из Европы 1000 сенокосилок, 500 конных грабель, 500 жнеек, 500 культиваторов, 500 соломорезок, 11 500 метров кожаных приводных ремней, 20 000 дюжин стальных вил, 200 тысяч плотничьих топоров, 15 тысяч дюжин напильников для восстановления сельского хозяйства Сибири. В обмен Сибирь должна была поставить в Западную Европу графит, асбест, кожсырье, шерсть и волос.

Вначале предполагалось, что в экспедиции примут участие только советские суда, но затем было принято решение закупить за границей еще 5 транспортных судов: «Brann»(под советским флагом -«Леонид Красин»), «Ashwin»(«Андре Марти»), «Pinewin»(«Аркос»), «Neath Abbey» («Внешторг»), «Tintern Abbey» («Яков Свердлов»). Их оборудовали дополнительными ледовыми креплениями в носовой части, радиостанциями, прожекторами, паровым отоплением.

По решению советского правительства, отряд должен был сопровождать линейный ледокол. Ко времени выхода в плавание Заграничного отряда у Англии удалось выкупить заказанный еще в годы Первой мировой войны ледокол «Александр Невский». Он был передан Советской России и получил имя «Ленин».

В качестве начальника экспедиции был приглашен Отто Свердруп - известный норвежский полярный деятель, капитан «Фрама» в знаменитой экспедиции Фритьофа Нансена 1893-1896 гг. Его помощником, а фактически руководителем Заграничного отряда, являлся опытный капитан Иван Эрнестович Рекстин.

8 августа суда Заграничного отряда прибыли в Мурманск, а 15 августа отряд в составе 5 транспортов и ледокола вышел в арктический рейс.

18 августа суда прошли Югорский Шар. Обстановка была сложной: сильный северный ветер как раз передвинул большие массы льда в юго-западную часть Карского моря.

20 числа около острова Белого суда встретили лед и дальше шли под проводкой ледокола «Ленин».

21 августа транспорт «Pinewin»(«Аркос») отделился от отряда для следования к устью Енисея, но на следующий день был затерт во льдах. Ледокол «Ленин», доведя остальные суда отряда до чистой воды, пошел на помощь «Pinewin».

23 августа четыре транспорта Заграничного отряда достигли Нового Порта, расположенного на побережье Обской губы.

28 августа «Pinewin» благополучно прибыл в Усть-Енисейск. После обмена грузами с судами речных отрядов Карской экспедиции, транспорты Заграничного отряда вышли в обратный рейс: 8 сентября «Pinewin» - из Усть-Енисейска, 16 сентября - Brann»(«Леонид Красин»), «Ashwin»(«Андре Марти»),«Neath Abbey» («Внешторг»), «Tintern Abbey»(«Яков Свердлов»)- из Нового Порта.

17 сентября все суда Заграничного отряда соединились у мыса Дровяного. У острова Белого отряд встретился со льдами. Транспорт «Tintern Abbey» поломал лопасть винта и был взят на буксир ледоколом «Ленин».

26 сентября отряд прошел проливом Югорский Шар. «Neath Abbey» с грузом зерна отделился от отряда и направился в Архангельск. Остальные суда Заграничного отряда проследовали в Мурманск, куда прибыли 29 сентября.

Музей Арктики и Антарктики